Что такое Nola Viper 2. Это довольно известная и раскрученная акустика американского конструктора Карла Марчисотто. Ценник на Nola Viper2 в России составляет примерно 8000$.
Изделие довольно интересно, в нём применён ряд нестандартных решений, таких как открытый среднечастотник, кроссовер последовательного типа, криволинейная форма передней панели. Оформление басовой секции – Закрытый Ящик, точнее, два ящика – для каждого басовика свой. Отделка соответствует цене: натуральный шпон, рояльный лак, всё дорого и блестяще.
По воле случая, мне удалось познакомиться с внутренним содержанием этих красавцев. Случай, кстати, интересный: друг попросил посмотреть, почему в одной колонке звук пропал.
Клеммы привёрнуты к корпусу изнутри, снаружи не снять, надо откручивать динамики. Чтобы добраться до динамиков, нужно снять чёрную акриловую накладку. Она держится на шести шурупах с внутренним шестигранником (размер, кстати, дюймовый, а не метрический). На динамиках крепёж также с внутренним шестигранником. Прикольно, винты почему-то разной длины. На первый взгляд, логики в этом никакой: толщина передней панели сантиметра четыре, резьбовые втулки в корпусе одинаковые. Тем не менее, логика была. При сборке, винты не всегда удачно закручивались во втулки из-за плохой резьбы, застревали и начинали заворачивать втулку глубже. Длины винта уже не хватало и сборщики просто брали другой - подлиннее.
Снять открученную басовую головку оказалось непросто – она посажена на какую-то мягкую массу типа пластилина. Название динамика видно на картинке.
Динамика H1388 в линейке Seas Prestige найти не удалось. Возможно, это спецзаказ, а может просто не очень удачный (позже объясню почему) экспериментальный басовик, который Марчисотто купил оптом по дешёвке (из жадности?).
Вынув два куска розового минерального звукопоглотителя, я увидел необычную картину - кучу катушек и конденсаторов в переплетении чёрных проводов и в обрамлении из кривых зеркал. Как оказалось, зеркала это куски самоклеющегося пластика, толщиной 1-1,5мм, предназначенные, по всей видимости, для подавления вибраций или отпугивания злых аудиофильских духов. Оригинально.
Фильтр собран на двух платах из гетинакса толщиной 5мм. Одна прикреплена к днищу, вторая к боковой стенке через резиновые проставки. С креплением платы к боковине у ноловцев что-то не задалось - два верхних шурупа закручиваться отказались. Ну и ладно, видимо решили ребята, сойдёт и так. Процесс, прикручивания платы, по ходу, их реально достал, поскольку на дне валялись аж три лишние резиновые проставки.
Оставив фильтр в покое, я решил сделать то, ради чего всё это разобрал: вернуть пропавший звук. Клеммы Cardas (неплохие, кстати) проходят сквозь корпус, на них надеваются лепестки с подпаянными проводниками, которые прикручиваются гайкой и контрятся ещё одной. Вроде бы всё путём, только вот гайки были не прикручены. Лепесток потерял контакт с клеммой и звук пропал. Почему они открутились - не представляю. Скорее всего, их просто никто не закручивал.
Провода к динамикам припаяны, что, в общем-то, правильно. На НЧ идут классические Vampire Wire. Не самый плохой вариант, но и не выдающийся. Тянуть эти, относительно толстые шнурки к ВЧ и СЧ, видимо, не хотелось, поэтому положили тоненькие чёрные. Такие же тоненькие провода идут от входных клемм к кроссоверу. Экономия что ли? Ладно, пускай.
Ну вот, клеммы в порядке, рассмотрим фильтр повнимательнее. Катушки воздушные, бескаркасные, спечённые, конденсаторы - полипропиленовый Мундорф. Совсем неплохо. Только на этом "неплохо" закончилось и началось «ужос-ужос». Где учили этих монтажников так крепить детали?! Что за пьяная обезьяна это собирала? Катушки навалены кучей, из них закреплены хомутами лишь некоторые, всё болтается, дребезжит, конденсаторы стоят торчком и не крепятся никак вообще, кроме как за собственные выводы. Я такого не встречал даже в дешёвых китайских поделках, а тут всё же акустика стоимостью больше двухсот тысяч рублей. Проводка от кроссовера идёт наверх через дыру в перегородке, заткнутую пластилином. Пластилин отпал и висит на проводах, но это мелочи несущественные, он там и не нужен.
Теперь рассмотрим схемотехнику и проведём измерения. Срисовывать схему, при таком монтаже, развлечение то ещё, однако, чего не сделаешь из любопытства.
Действительно, ВЧ и СЧ включены последовательно. Довольно редкое явление. Построить последовательный кроссовер очень непросто, поскольку каждая деталь влияет сразу на оба динамика. Есть ли у сериесного фильтра преимущество перед традиционным параллельным? Не знаю. Мне кажется – нет. Хотя, слышал обратные утверждения.
А что с измерениями? Да в общем, всё более-менее нормально. АЧХ выглядит пристойно.
Особых «косяков» на ней не видно. Хотя, один есть и он может стать существенным в некоторых помещениях. Речь о горбе на АЧХ в области 60-120 Гц, что может приводить к бубнению. Сначала я подумал, что гудит помещение, но когда измерил параметры Тиля/Смолла для НЧ динамиков, всё стало ясно. Дело в том, что полная добротность (Qts) этой головки составляет 0,65 и для нормальной работы ей требуется объём более 300 литров. Она же установлена в чахлые 29, чего категорически мало. Суммарная добротность динамика в оформлении получается более единицы, это означает, что гудеть оно обязано по определению. Именно поэтому я назвал эти динамики неудачными в начале своего повествования.
Если у кого-то Нола не гудит, значит, либо в ней установлены другие НЧ динамики (а такие модели выпускались), либо ему сильно повезло с помещением и его можно поздравить.
Марчисотто выпускал версию Nola Viper Reference 2, в ней применялись более качественные басовики из серии Seas Excel с такими же магнезиевыми диффузорами, но позолоченными фазовыравнивающими «пулями» и омеднением на керне. У них с добротностью всё в порядке и гудеть они не должны.
Кроссовер у этой модели выносной, собранный в отдельном красивом ящике. Внутрь кроссовера лучше не заглядывать, чтобы не портить себе настроение: там ещё более "ужасный ужас". И это при ценнике акустики в два раза больше, чем у Viper 2.
Вероятно, можно совершить замену Seas H1388 на Seas E0022 самостоятельно, только надо учесть, что стоимость четырёх динамиков серии Excel перевалит за тысячу долларов.
Импеданс Нолы особых тревог не вызывает. Он довольно ровный и не падает ниже 3,8 Ом, что позволит работать с практически любым усилителем.
К недостаткам Nola Viper 2 я мог бы отнести расположение ВЧ и СЧ динамика друг относительно друга. Лучше бы они были на одной вертикальной оси. Но это, скорее всего, дань дизайну. Такое размещение динамиков приводит к разным диаграммам направленности по горизонтали для левой и правой колонки с соответствующими изменениями АЧХ. Этот недостаток проявляется меньше, если акустика направлена прямо на слушателя. При размещении колонок в комнате придётся поискать оптимальное положение и направление, а также решить какая будет справа, а какая слева.
Резюме.
Стоит ли произведение Марчисотто своих денег, каждый решает сам. Несмотря на высокую цену, резервы для апгрейда у этой акустики есть. Не помешало бы заменить монтажные провода и некоторые детали на более качественные, а также по-человечески выполнить соединения и как следует закрепить комплектующие. При желании и наличии средств, можно поменять басовики на более дорогие Seas Excel. Совершенству, как известно, предела не существует.