Пару слов о том, почему этот текст попал в раздел «Проекты». Несмотря на то, что первая часть повествования посвящена устройству и особенностям колонок, а вторая содержит рекомендации по их апгрейду, количество переделок таково, что по сути получилась новая акустика. Мне показалось, не так уж важно, в каком разделе будут расположены буковки и картинки, главное, они есть и, возможно, помогут кому-то скоротать пару-тройку свободных вечеров. Поэтому будем считать, что это новый проект. Как любому порядочному проекту ему положено название. Итак, вашему вниманию предлагается эксклюзивный продукт под кодовым названием «Буратина».
Часть первая, познавательная.
Маленькая итальянская мебельная фабрика Zingali время от времени радует своих почитателей новыми дизайнерскими изысками. Действительно, творческий подход не спрячешь за фасадами из деревянного массива – что красиво, то красиво, ну а уж если и не очень, то хотя бы необычно. Наверное, стоит напомнить, что итальянская мануфактура стругает из полена вовсе не мебельные гарнитуры по рецептам мастера Гамбса, а акустику, поэтому оценивать изделия уважаемого бренда мы будем не только по экстерьеру, но и по звучанию.
Для начала, посмотрим на предметы, имеющие гордое название «Zingali Venice» (Зингали Веник?) с разных сторон, не вдаваясь в их музыкальные таланты.
Спецификация:
Тип акустики – напольная, трёхполосная
Акустическое оформление – фазоинвертор (два порта на задней панели)
Частоты раздела кроссовера – 0,7/2 кГц (6 и 12 Дб/окт.)
Чувствительность – 92 дБ
Частотный диапазон – 38 Гц - 20 кГц
Импеданс – 6 Ом
Высокочастотный динамик – 25 мм, катушка 25 мм
Среднечастотный динамик – 102 мм, катушка 25 мм
Низкочастотный динамик – 2x170 мм, катушка 38 мм
Рекомендуемая мощность усилителя – 10 - 200 Вт
Рупор – Omniray GZ 4"
Тип подключения – Bi-Wiring
Габаритны (ВхШхГ) – 1025 х 235 х 275 мм
Масса – 21 кг (1 шт.)
Характеристики вполне пристойные. Судя по картинке, изделие симпатичное и качественное. Правда, назвать рупором фривольное углубление, в котором расположен среднечастотник, производитель, пожалуй, поторопился. Да и твитер установлен скорее в волноводе, чем в рупоре, но не будем пока слишком придираться.
А что же сами итальянцы думают о себе и своём ноу-хау?
« Патент технологии всенаправленного излучения Omniray Technology зарегистрирован во многих странах мира.
Круглая форма рупора позволяет осуществлять излучение звука на 360 градусов с углом дисперсии до 140 градусов.
Его глубина, составляющая всего 13 сантиметров, соединенная с собственным компенсационным профилем,
позволяет осуществлять полный контроль на частотном диапазоне от 500 до 20000 Гц при ± 1,5 дБ. Оригинальная
форма рупора Omniray Horn, которая является отображением типичного изгиба большей части наружной
поверхности громкоговорителя, способна обеспечить распространение и непрерывное излучение звука в точке
пересечения работы двух акустических систем. Заключительная, ручная доводка, контроль и проверка компонентов
квалифицированными специалистами и непосредственно самим производителем придает каждому громкоговорителю
истинную форму, обеспечивая высокий стандарт качества и неповторимое, индивидуальное звучание.»
Вот так, ни более и не менее. На счёт «неповторимого» и «индивидуального», пожалуй, не врут. Посмотрим, как с остальным.
Для этого заглянем внутрь красивых ящиков, а также снимем и проанализируем объективные параметры.
Внутри наших «Веников» вроде всё как положено: звукопоглотитель, провода достаточного сечения, динамики, трубы фазоинверторов. Вот только отсутствие каких-либо рёбер жёсткости, распорок и т.п. предполагает, что корпус может подпевать, несмотря на большую тощину панелей. Среднечастотный динамик установлен в герметичном боксе (его мы попозже разберём ради интереса). Твитер выглядит довольно хило, но возможно, что это впечатление обманчиво. Басовики вполне себе увесистые.
Стоп, а где же кроссовер? А, вот он, спрятался за синтепоном внизу, не сразу и заметишь.
Интересно, как инженерам Zingali удалось свести трёхполосную акустику всего четырьмя деталями? Чудеса, конечно, бывают, но это явно не тот случай. При таком акустическом оформлении ожидать ровной АЧХ не стоит по умолчанию, а значит, кроссовер не должен быть простым как табурет. Но это всё игры разума, а у нас есть измерительная система, поэтому посмотрим, что покажут графики.
В результате измерений нарисовалась кривая АС по звуковому давлению, обозначаемая в среде посвящённых аббревиатурой АЧХ (амплитудно-частотная характеристика).
Ключевое слово в предыдущем предложении - кривая. Импеданс тоже не радует – максимальное значение сопротивления 107 Ом. Само по себе это не смертельно, но как-то не кошерно.
Проанализируем АЧХ. На горб в районе частоты 100 Гц обращать не стоит, это гудит комната, а вот остальные «горы и долины» - результат профессиональной плотницкой работы итальянских мастеров деревянных дел. Что всё это значит? Да особо ничего, вот только хорошего звука ожидать вряд ли стоит. Разумеется, ровная АЧХ не панацея. Например, у акустики Dynaudio всегда потрясающе ровная АЧХ, но многие любители музыки (я, кстати, это мнение разделяю не полностью) считают, что Dynaudio звучат ровно, скучно и зажато, типа, это мониторная акустика для студий и музыку на ней слушать противопоказано. Но идти от противоположного – максимально кривая АЧХ = максимально эмоциональное звучание – можно лишь сильно ударившись головой. Так откуда берётся такая кривизна? Причин тут две. Во-первых, несмотря на все свои ноу-хау, установить среднечастотный динамик с коническим диффузором в жалкое подобие рупора, да так, что между диффузором и горлом этого рупора возникнет резонирующая камера, надо было додуматься. Во-вторых, фильтр представляет собой… да ничего он не представляет.
СЧ и ВЧ включены через конденсаторы 1,5 и 1,15 мкФ соответственно и играют практически совместно. Басовики отфильтрованы вторым порядком, что вроде бы логично, но только к чему такая огромная индуктивность – аж 5,2 мГн? В таких условиях ожидать ровной АЧХ и хорошего звука могут разве что неподготовленные любители музыки.
С моделью оригинального кроссовера можно ознакомиться ТУТ.
Что ж, видимо, итальянцем очень хотелось денег. Желание, в общем, хорошее, вот только всё это напоминает плохой спектакль, в котором старый столяр и пьяница Джузеппе кладёт на папу Карло своё большое полено. Понятно, что за сизым носом старого пьяницы прячутся довольные производители, а в роли бедного шарманщика выступает наивная звуколюбивая общественность.
Может мы сгущаем краски, а на самом деле у Zingali Venice всё отлично? С чего бы начать рассказ об их звучании? Пожалуй, с хорошего. Бас есть! И даже довольно низкий и густой. Высокие тоже присутствуют, правда, яркие до звона. И середина есть, пусть и не слишком внятная. Но это частности, которые для нас не главное. А важно то, что как ни странно, слушать Zingali Venice можно. И не потому, что обошлось без рвотных позывов, а потому, что местами даже комфортно брякало. Это несомненный плюс. Парадокс? Ничуть. Всем известно, что итальянцы народ творческий, тонко чувствующий гармонию. Жаль, с техникой у них не очень получается. Взять хотя бы итальянские авто. Хотя нет, лучше не надо.
Ну а что с недостатками? Их есть. Во-первых, средние частоты слабо выражены, ненасыщенны и имеют заметный гундосый оттенок, напоминая незабвенные переводы Володарского. На верхней середине ощущается окраска, голос передаётся с искажённым тональным балансом, послезвучия рояля и других струнных инструментов слышны плохо, а это снижает эмоциональное воздействие музыки. Высокие частоты излишне активны, что заставляет разворачивать АС от себя. Сцена при этом формируется хоть и широкая, но плоская и нестабильная, а звук иногда «липнет» к колонкам.
Очевидно, слабым звеном акустики является среднечастотник, который и не позволяет реализовать приличный потенциал, заложенный в Zingali Venice.
Итак, что же мы имеем? А имеем мы предположительно волшебное полено, полученное шарманщиком Карло от не очень трезвого Джузеппе. И вот из этой заготовки нам предстоит выстругать чёткую и правильную Буратину.
Часть вторая, созидательная.
А зачем нам Буратина? – спросит неподготовленный читатель и будет прав. Большинству меломанов «буратины» вообще ни к чему. Есть высшая каста потребителей девайсов – Владельцы. Они покупают дорогие изделия известных брендов и свято верят в их непорочность. Позиция, надо сказать, весьма достойная и особых возражений не вызывающая. Действительно, за рубежом же целые институты технику разрабатывают, чай не дураки сидят, знают что к чему. И, кстати, таки да, знают и умеют.
Вот только уметь и хотеть - не совсем тождественные понятия. И тогда на сцене появляются очередные инкрустированные грабли, на которые дружно толкаясь спешит наступить аудиофильская общественность, неуспевшая залечить синяк на лбу от контакта с предыдущим сельскохозяйственным орудием.
Но есть и другая категория музыколюбивых граждан – Искатели. Они не испытывают благоговения перед авторитетными брендами, их задача - получить необходимый результат, желательно максимальный и минимальными затратами. Они хорошо представляют зачем им Буратина и какой именно она должна быть.
Для них мы и попробуем выпилить отличную игрушку из говорящего итальянского полена.
Что же можно сделать с Zingali Venice, чтобы полностью реализовать возможности конструктива и динамиков? В общем, много чего. Но надо понимать, что это потребует некоторых усилий и затрат. Конечно, довольно обидно, потратив на любимую игрушку толстую котлету американских президентов, наскребать по сусекам ещё несколько франклинов для того, чтобы игрушка заработала. Однако сидеть и без франклинов, и с неработающей игрушкой ещё обиднее. Можно попытаться совершить обратную операцию, но не исключено, что толщина вернувшейся котлеты станет существенно меньше. В общем, пусть каждый сам решает, что для него полезней.
Итак, как было показано в первой части «марлезонского балета», у Zingali Venice есть очевидные проблемы. Способы их устранения будут зависеть от ряда объективных обстоятельств. Для начала посмотрим на поведение динамиков без фильтров, чтобы узнать их возможности.
Красная линия это АЧХ двух басовиков, включённых параллельно. Никаких особых проблем здесь не видно. Двойной выброс на спаде в районе 3-4 кГц не слишком велик, к тому же эти частоты будут отрезаны фильтром. Поведение пищалки (синяя линия) тоже опасений не вызывает. Её АЧХ на редкость ровная, не считая пика на 12 кГц, который желательно придавить режектором. Подъём к 2-3 кГц обусловлен действием рупора, повышающим отдачу твитера, но подъём этот плавный и фильтр с ним легко справится. В целом, поведение пищалки и басовиков выглядит оптимистично. А вот зелёный зигзаг среднечастотника портит всю малину. Мало того, что его отдачи не хватает, так ещё АЧХ выглядит совершенно неприемлемо. Что же спрятано в этой деревянной коробочке и почему оно так себя ведёт? Рассмотрим среднечастотный модуль более тщательно.
Копеечный китайский телевизионный динамик, вынутый из акустики, демонстрирует на свободе достаточно ровную АЧХ, но при взаимодействии с недорупором эта АЧХ начинает корчиться в жутких конвульсиях. В этом нет ничего удивительного. Любой драйвер, работающий на рупор, должен быть согласован с ним геометрически. В нашем случае диффузор динамика больше отверстия рупора, кроме того, между динамиком и рупором есть зазор в пару сантиметров. Всё это не могло не сказаться на общей характеристике. В результате, имеем, что имеем.
Есть ли выход из этой ситуации? Очевидно, что с оригинальным динамиком ловить нечего. Для уменьшения влияния недорупора нам необходимо сместить диффузор динамика максимально вперёд. И наиболее логичным решением было бы использование купольного среднечастотника. К сожалению, выбор таких динамиков крайне скуден. По сути, сюда можно поставить лишь один доступный купольник - Morel MDM55.
Его чувствительность и АЧХ полностью подходят для наших задач, а небольшие размеры квадратного фланца сводят столярные работы к минимуму. При этом есть надежда, что внешний вид акустики не пострадает. Осталось выяснить, насколько повлияет на MDM55 наш рупор.
Для эксперимента, родной бокс со среднечастотником был удалён, а на его место с помощью герлена установлен MDM55.
Ачх Мореля в паспорте, а также в нашем оформлении выглядят следующим образом:
Даже сейчас видно, какую истерику устраивает идеально ровный динамик, когда его засовывают в рупор. Но с этой проблемой уже вполне можно бороться, поэтому утверждаем MDM55 в качестве нового среднечастотника.
Для имплантации MDM55 в Зингали нужно снять чёрную переднюю панель акустики и отфрезеровать с тыльной стороны посадочное место под новый динамик. Это не очень сложно и вполне выполнимо в домашних условиях. Если нет фрезера, это можно сделать даже стамеской: материала нужно убрать совсем немного.
Результат установки выглядит вполне удовлетворительно.
Далее всё по стандартной методике:
- измерить параметры всех динамиков в оформлении и скормить полученные данные профессиональной программе-симулятору
- рассчитать новый фильтр
- собрать экспериментальный кроссовер
- замерить и отслушать обновлённую акустику
- убедиться, что получилась полная ерунда
- повторить пункты со второго по пятый
- после двадцатого-тридцатого-сотого повтора вымучить наконец нужный результат и собрать окончательный вариант фильтра
Вуаля! Лёгким движением руки мы получили то, что хотели. В нашем распоряжении имеется чудесная Буратина на зависть всем зарубежным Джузеппе.
Пара технических комментариев. Кроссовер собран на куске МДФ (можно использовать оргалит) и прикручен к задней стенке АС между портами фазоинверторов. Компоненты соединены собственными выводами и приреплены к к основанию пластиковыми хомутами. Такой конструктив лучше для звука, чем печатная плата и удобен когда нужно поменять или добавить детали. Все запчасти приобретены в московской Аудиомании. Акустические провода для монтажа – инсталляционные «Чернов Аудио».
Схема нового кроссовера выглядит так:
Она немного сложнее оригинальной, но достаточно адекватна. Для любителей экспериментов оставлено небольшое поле деятельности в виде пары резисторов. Это R9 в режекторе (уменьшая/увеличивая его номинал можно снизить или повысить яркость ВЧ), а также R7, с помощью которого можно рулить уровнем СЧ, правда, лучше этим не увлекаться и не менять номиналы более, чем на 25% от указанных.
Модель нового кроссовера лежит ТУТ.
Измеренные характеристики обновлённых АС выглядят вполне прилично:
Да и на слух всё стало намного лучше. Выровнялся тональный баланс, голоса вернули себе узнаваемые тембры, затухание звуков рояля стало протяжённым и красивым. В целом, новый звук можно охарактеризовать как правильный, плотный и эмоционально насыщенный.
Буратина, таки, получила новую жизнь.
Часть третья, рассуждательно-заключительная.
Результат переделки можно считать удовлетворительным. Концептуально, всё было сделано правильно. Конечно, если бы АС строились не на основе имеющегося конструктива, а создавались с нуля, результат был бы лучше.
Но задача данного проекта состоит в другом – показать увлекающимся качественным звуком людям, что высокая цена и раскрученный бренд вовсе не гарантия хорошего звучания.
Второй задачей было объяснить, что при правильном подходе к апгрейду, можно относительно небольшими средствами получить очень достойный результат, а не изуродовать фирменное изделие, как считают некоторые Владельцы.
Что ещё можно было бы сделать с этой акустикой? Как вариант, поставить цепь, выравнивающую импеданс на СЧ. Наверное, можно было ещё "поиграть" с проводами внутренней разводки: например, поставить что-нибудь более яркое вместо нейтральных "Чернов Аудио". Но по большому счёту это «ловля блох», поэтому я решил считать проект «Буратина» законченным.
Желаю удачи всем меломанам и аудиофилам в их непростом увлечении.