2017-10-22 03:53:18

Апгрейд сабвуфера Acoustic Energy AELITE SUB

E-mail Печать PDF

сабвуфер «Acoustic Energy Aelite Sub»

Ко мне в ремонт попал сабвуфер "Acoustic Energy Aelite Sub" с дефектом - сам включается, сам выключается.

 

 

Чтобы разобраться, пришлось срисовать схему. Проблема нашлась быстро – «холодная» пайка в цепи автоматики управления.

 

 

Со снятым усилителем Усилитель, фильтр, питание

Регуляторы уровня и частоты среза Регуляторы уровня и частоты среза 2

Схемотехника сабвуфера вполне обычная, без изысков. Послушав сабвуфер, предложил хозяину его улучшить, поскольку потенциал был, что называется, налицо. Получив согласие, приступил к более глубокому изучению аппарата.

Измерив Т/С параметры динамика, ошибок в расчётах ящика не обнаружил. Это ожидаемо, всё же ценник сабвуфера (30 тысяч рублей) слегка обязывает. Объём корпуса и труба фазоинвертора вполне соответствуют параметрам применённого 10" басовика.

Модель АЧХ динамика в ящике

Усилитель понравился меньше. Формально, претензий к нему не было: симулятор показывал довольно большую глубину отрицательной обратной связи (ооос) и крайне низкие искажения (0,004%). Немного настораживал конденсатор в цепи ооос, определяющий нижнюю граничную частоту. Ёмкости 48 мкФ в этой цепи было явно недостаточно для нормального воспроизведения НЧ.

Оригинальная схема усилителя

Для повышения стабильности работы и расширения диапазона частот, в цепь ооос был установлен интегратор с граничной частотой 1 Гц.  Интегратор улучшил ситуацию с воспроизведением НЧ, но в динамике появился щелчок при включении питания, на который реагировала триггерная защита, отключающая питание усилителя. Защита «успокоилась» после увеличения её постоянной времени, но щелчок не исчез. Пришлось установить релейную задержку подключения динамика. Также понадобилось понизить питание микросхем предусилителя с +/-12 до +/-10 вольт, поскольку даже применение шоттки в выпрямителе не помогло стабилизатору – он выходил из режима стабилизации. Видимо, сабвуфер рассчитывался на более высокое сетевое напряжение (240В).


Схема с интегратором

Прослушивание сабвуфера после всех изменений показало, что несмотря на явные улучшения, ещё имеются значительные недостатки в звучании: был отчётливо слышен горб в районе 100 Гц при любом положении регулятора частоты среза фильтра. Необходимо было снять АЧХ. Измерения подтвердили слуховые впечатления. Учитывая, что динамик длинноходный, а у усилителя есть запас по мощности, было решено установить корректор АЧХ. В схеме был один лишний ОУ (на нём сделан предварительный выход на усилитель для сателлитов). Этот ОУ и был использован в качестве корректора.

Оригинальная схема фильтра Схема с корректором Линквитца

С корректором Линквитца АЧХ приобрела нужную форму. На слух горб тоже исчез. Прослушивание сабвуфера с сателлитами Кабасс Корветт 300 оставило приятное впечатление. Наиболее «правильным» на слух оказалось подключение усилителя к сабвуферу акустическим проводом через соответствующие клеммы, а не межблочным по RCA. Именно такое включение сводило эффект "отставания" баса к минимуму. Кстати, в схеме сабвуфера изначально стоял неправильный делитель для сильноточного сигнала. Пришлось поменять в нём резисторы с 270к на 16к, иначе просто не хватало громкости.  В моей комнате 20кв.м. более синхронный с сателлитами бас получился при заткнутом фазоинверторе. При прослушивании сабвуфера с напольной акустикой в 50 кв.м. у моего товарища, наилучшие результаты получились с открытым фазоинвертором. Качество баса и его синхронность сильно зависели от расположения сабвуфера в помещении, но от направления на слушателя не зависели вовсе.

АЧХ сабвуфера до апгрейда АЧХ сабвуфера после апгрейда

Разным цветом показаны АЧХ, снятые в трёх положениях регулятора частоты среза фильтра. АЧХ с провалом на 28Гц сняты при открытом фазоинверторе, без провала – при заткнутом заглушкой.

Некоторые  выводы.

1. Сабвуфер способен играть музыку.
2. Ровная АЧХ весьма важна, поэтому корректор может пригодиться.
3. 15-17 Гц по -6дБ совсем не лишние.
4. Для 30 и более квадратных метров одного сабвуфера может быть мало.
5. ФИ вполне хорошее оформление.
6. Наличие плавной регулировки фазы нужная вещь.
7. Хороший бас недёшев.