Мой знакомый притащил из командировки на фабрику Canton миниатюрные пластиковые колоночки Canton Plus GX.3. Собственно, он их сам и собрал прямо на конвейере, видимо, в порядке ознакомления с современными немецкими технологиями. Собрал как положено, строго по инструкции, но педантичные немцы либо по доброте душевной, либо от греха подальше просто подарили самособранные системки автору. Кантоны благополучно добрались до Москвы, где были отслушаны и получили относительно неплохой отзыв, учитывая, что речь идёт о пластиковой коробочке размером с барсетку.
Понятно, хозяин видел, что находится внутри этих коробулек, поскольку сам тыкал в них паяльником и закручивал винты. Простая и понятная конструкция Кантонов приятно удивила моего товарища, впрочем, как известно, совершенству нет предела и он решил, что звук этих АС можно и должно улучшить. Так эти микроговорители попали ко мне. Послушав и повертев их в руках, я решил, что перспективка, таки, имеется, разве что с басом я ничего не сделаю - его нет и не будет. Но баса никто не заказывал, а всё остальное стоило попробовать «прокачать».
Для начала, я снял все характеристики и убедился, что металлический гриль-дуршлаг сильно вредит звуку. Из-за крохотных дырочек он попросту не является акустически прозрачным для звуковых волн ниже определённой частоты, а кроме того, создаёт резонирующую камеру вместе с передней панелью. Собственно, на графике АЧХ акустики с установленным защитным грилем хорошо виден горб в диапазоне 11-14 кГц амплитудой в 5 дБ. Это как раз и есть влияние сетки. Но это по приборам, а на слух ещё и на СЧ возникают противные резонансы. Поэтому все дальнейшие измерения и прослушивания проводились без этой сетки.
Конструкция акустики незатейлива, но всё продумано очень хорошо. Ничего лишнего - жёсткий и глухой пластиковый корпус, компактный недорогой фильтр, синтепоновый лист звукопоглотителя и динамики с пластиковыми корзинами и фланцами.
Покурив схему и загнав данные измерений в симулятор, я быстренько накидал рисунок нового фильтра и собрал тестовый вариант. Несколько прослушиваний и измерений помогли уточнить номиналы деталек и я спаял новые кроссоверы. Стоило бы применить все детальки высокого качества, но у меня не нашлось хороших безындукционных резисторов нужного номинала и пришлось поставить белые цементные.
На фотографиях можно увидеть номинал индуктивности 0,62 мГн, но после прослушивания он был уменьшен до 0,51 мГн.
Большое значение для качества звучания имеет основная катушка индуктивности, через которую включён мидбасовый динамик. Я не раз говорил, что этот элемент очень сильно влияет на звук. Это неудивительно, довольно большое значение индуктивности можно получить лишь при соответствующем количестве витков, поэтому сопротивление катушки на «воздушном сердечнике» получается слишком большим. Вариантов снижения активного сопротивления катушки всего два – увеличение сечения провода и использование сердечника. Первый вариант я нахожу затратным, габаритным, а потому бессмысленным. Второй вариант (использование сердечника) представляется мне наиболее разумным. Правда, я не применяю для этой цели ферриты или анкерные болты (они удобны, но не кажутся мне достаточно аудиофильскими). Оптимальным сердечником является трансформаторная сталь, набранная в пакет - классический Ш-образный или I-образный сердечник от дросселя или трансформатора. Некоторые сектанты от hi-end audio считают сердечник злом, уверяя, что он якобы портит звучание. Это полная ерунда. Влияние гистерезиса сердечника на звук пренебрежимо мало, а выигрыш в звучании за счёт уменьшения активного сопротивлении катушки и, соответственно потерь в ней, намного превосходит умозрительные пляски вокруг гистерезиса. Я мог бы долго говорить про повсеместное использование железа в выходных трансформаторах ламповых усилителей или применение его в очень дорогой акустике с незапамятных времён, но не стану, кому надо, тот моё послание услышит.
Вернёмся к Canton Plus GX.3. Для пущей важности я оклеил стенки АС герленом и поменял провода, припаяв их прямо к клеммам. В результате, вес колоночек увеличился раза в полтора.
Схема кроссовера претерпела некоторые изменения. Новая АЧХ не так уж сильно отличается от старой, но те, кто в курсе, знают, что АЧХ лишь косвенно свидетельствует о качестве звучания. Две колонки с разной АЧХ могут на слух звучать одинаково и наоборот, две акустики с одинаковой амплитудно-частотной характеристикой могут быть абсолютно разными по звуку. В нашем случае разница между оригинальным и новым звуком очень большая.
Пора и послушать. Несмотря на свои мелкие размеры, звучит немецкое чудо с новым кроссовером очень приятно. Звук детальный, тембр хороший, картинка рисуется глубокая, музыка к динамикам не липнет. Если не сравнивать с чем-то многобаксовым, то очень даже хорошо играют, а когда надо, то могут и довольно громко. Конечно, большие динамики в дорогой акустике звучат более свободно и насыщенно, однако, эти пластиковые малышата ей богу хороши. Если их дополнить качественным «сабиком» с ЭМОС, я бы не постеснялся слушать на них любую музыку, каким бы смешным это ни показалось моим друзьям и знакомым. Впрочем, на мой взгляд, колонки и так неплохо справляются. В общем, Canton Plus GX.3 это очень приятные компактные и недорогие колоночки, которые могут принести массу удовольствия от прослушивания музыки.
Здесь можно посмотреть моделирование работы старого и нового кроссовера.