Мне уже доводилось погружаться во внутренний мир Nola Viper2, но в предыдущих случаях выполнялся скорее твик, а не апгрейд. В очередных Нолах потребовалась не только замена деталей и проводки, но и изменение схемы акустики, чтобы постараться выжать максимум из динамиков, применённых господином Марчисотто. В связи с пожеланиями заказчика пришлось внести заметные изменения в конструкцию, но это не значит, что апгрейд получился слишком дорогим. Основные правки касались схемотехники. Провода были заменены лишь от клемм до кроссовера и от него до басовых динамиков. Сами клеммы остались штатными. Кабели от фильтра до СЧ и твитера не менялись, поскольку идут в узком канале, выфрезерованном на тыльной стороне передней панели. Большие по сечению провода туда просто не помещаются.
Конструкция АС уже была описана в статье «Напольная акустика Nola Viper 2» раздела «Что у них внутри», поэтому не буду повторяться, внутри всё ровно то же: свалка из белых Мундорфов и катушек с воздушным сердечником.
Вроде бы, с точки зрения аудиофилии, белые Мундорфы выглядят неплохо, всё-таки полипропилен, хоть и относительно недорогой. Тем не менее, для опытного слушателя очевидно, что они недостаточно хороши: на высоких частотах и верхней середине дополняют звучание паразитными резонансами, окрашивают его и маскируют послезвучия. С учётом того, что этих конденсаторов здесь тьма, легко представить общий характер звучания оригинальных Nola Viper 2, который можно описать как недостаточно прозрачный. Тихие звуки не растворяются в пространстве, а как бы выключаются при определённом уровне громкости.
Конечно, виноваты в этом не только конденсаторы, но и общая культура изготовления кроссовера, а также неоптимальная схемотехника. Например, большое количество индуктивностей, которые не то, что не ориентированы друг относительно друга с учётом минимального взаимного влияния, а просто свалены в кучу и никак не закреплены. Такое инженерное решение звук точно не улучшает. Несмотря на то, что на СЧ и ВЧ используется последовательный кроссовер, считающийся более музыкальным, чем параллельный (я с этим мнением не согласен, но идеологию мистера Марчисотто менять не стал), звучание Nola Viper 2 далеко от идеала.
Схему фильтра я тоже публиковал, но приведу ещё раз (с учётом моделирования в LEAP)
Должен отметить, что Карл Марчисотто хорошо разбирается в звуке, тем не менее, кроссовер был значительно переработан и в некоторой степени сокращён. Например, я убрал цепь выравнивания импеданса, которая практически не работает по своему назначению, но с ней в цепи сигнала присутствуют три лишних элемента.
При использовании высокодобротных головок на НЧ, да ещё в малом объёме, необходимо позаботиться о хорошем управлении динамиками. Чем меньше сопротивление катушек фильтра перед НЧ головками, тем лучше усилитель контролирует перемещение диффузора и тем выше разрешение на нижней середине и мидбасе. Но когда катушка, стоящая последовательно с НЧ динамиком, имеет сопротивление 0,6 Ом, говорить о хорошем контроле довольно сложно, поскольку низкий выходной импеданс усилителя и его демпинг-фактор оказываются невостребованным. В результате, легко получить горб на низких частотах, что и имеем в Nola Viper 2. Это выражается в неприятном бубнении на басе. Со всеми описанными проблемами и предстояло разобраться.
Тезисно апгрейд можно описать следующим образом:
- Замена катушек на низкоимпедансные
- Замена конденсаторов на более прозрачно звучащие
- Замена резисторов на безындуктивные
- Замена проводки
- Перестройка фильтра на основе измерений динамиков
- Изготовление новых кроссоверов с учётом расположения элементов
- Оптимизация звукопоглощения на низких частотах
Звукопоглощение довольно важный момент. Если переборщить с демпфирующими материалами в низкочастотных секциях, легко получить «ватный» звук с вялой атакой. Если поглотителя не хватит, стоячей волне будет где разгуляться, что выразится в характерном неприятном призвуке. Этот призвук легко услышать, сказав несколько громких гласных звуков в отверстие снятого басового динамика. Количество поглотителя должно быть таковым, чтобы отклик из бокса был комфортным – не гудящим, но и не зажатым.
Новая схема кроссовера (АЧХ, фаза, импеданс ит.п.) приведена здесь. Обращаю внимание, что полярность включения твитера изменена на обратную.
Для монтажа элементов я использовал родные куски картона, освободив их от старых деталей фильтра.
Применённые конденсаторы весьма бюджетны, но они значительно лучше белых Мундорфов. К сожалению, не любой пусковой полипропилен подходит для улучшения звучания хорошей акустики. Поэтому для любителей, желающих повторить данный апгрейд, я рекомендую купить несколько конденсаторов одного номинала (например, 10мкФ), но разных производителей (наших или китайских), взять конденсатор заведомо высокого качества на 1 мкФ и через него отслушать купленные конденсаторы через усилитель на хорошей высокочастотной головке. Полагаю, выбрать чисто звучащие конденсаторы не составит особого труда. Если это проблематично, просто купите LMG Fuye, они звучат вполне прилично.
Катушки фильтра НЧ головок намотаны на Ш-железе без I-пластин, то есть на разомкнутых сердечниках. I-пластины тоже пошли в дело, как можно видеть на фото. Это позволяет не бояться насыщения сердечников. Экономить на сечении железа не стоит, лучше не использовать трансформаторное железо с габаритной мощностью менее 30Вт.
В НЧ объёмы были добавлены по два листа (20х30см) 3см синтепона
Новый фильтр выглядит следующим образом:
Новая АЧХ стала ровнее, но отличия от оригинальной не так заметны, поэтому приводить её не буду, а вот звучание, на мой слух, преобразилось в лучшую сторону очень сильно. Его можно назвать более ясным и эмоциональным. Длительные затухания послезвучий придают музыке глубину и насыщенность. Более собранным и артикулированным стал бас, в значительной степени избавившись от гулкости.
В заключение приведу отзыв клиента:
«Описывать детально изменения не буду, так как в этом не специалист. А вот впечатления от прослушивания после апгрейда опишу.
Сразу могу сказать, что нисколько не жалею, что решился навести порядок в акустике. К тому же, за относительно небольшие финансовые вложения, я не ожидал такого результата.
Звучание стало более плотное, ушла чрезмерная яркость, но при этом вч и сч стали детальнее. Даже как-то я бы сказал масштаб звуковой подачи изменился в лучшую сторону. Стали более заметны мельчайшие детали.
Особенно удивило разрешение баса. Раньше он у меня слегка гудел и был не такой плотный. Сейчас он вообще не гудит и стал плотный с хорошо различимой структурой.
В общем если кто-то еще сомневается делать ему апгрейд или нет, могу с уверенностью сказать не сомневайтесь и делайте .»